Мобильная версия сайта
Подписка на рассылку:
нет
Товаров
в корзине
Регистрация
Портал "Техника-Молодёжи" функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
База на Луне:
01.02.2018

Доставка грузов на Луну сегодня более чем в 10 раз дороже доставки грузов на низкую околоземную орбиту (НОО) и в 3 раза дороже доставки на околоземные астероиды группы NEA. По расчетам РКК «Энергия» удельная стоимость доставки полезного груза на орбиту Луны с помощью разгонного блока с ЖРД (типа ДМ) в ценах 2011 года составила 52 тыс. долл./кг. Соответственно, обратный полет с Луны на Землю корабля с экипажем будет дороже в 4-6 раз, то есть будет иметь удельную стоимость 200-300 тыс. долл./кг.

Очевидно, что пока стоимость доступа в космос не снизится, ситуация с базой не улучшится. Именно ценовой барьер побудил НАСА заняться реализацией орбитальной окололунной станции, а не базы на поверхности Луны. Роскосмос, не имея прорывных проектов по сокращению затрат, также присоединился в этом году к международному проекту создания станции на орбите вокруг Луны – а лунная база рассматривается только как следующий этап.   

При имеющемся уровне развития ракетно-космической техники промышленные базы выгодно создавать на астероидах, а не на Луне. В планах частных компаний, декларирующих добычу платиноидов и редкоземельных металлов вне Земли на первом месте астероиды. Бизнес-планы по разработке ресурсов Луны вызывают меньший интерес.

Вместе с тем до Луны и обратно неделя полета, тогда как для посещения астероидов группы NEA требуются годы. С позиции инвесторов из-за возможности быстрой амортизации оборудования разработка лунных месторождений более перспективна, чем разработка астероидных рудников.

На Луне есть много чего ценного. На ней как на астероидах есть запасы редкоземельных металлов. Есть и уран, и платиноиды. Луна – это своего рода кладбище астероидов. В течение миллиардов лет, те же астероиды с ценными металлами бомбардировали поверхность Луны, так что можно не гоняться за астероидами, тратя годы на путешествие к ним, а достаточно хорошо поискать под слоем реголита осколки металлических астероидов. А для поисков нужна база.

Если стоимость доставки грузов на Луну уравняется с затратами на его доставку к астероидам, то из-за меньшего времени достижения Луны и, соответственно, в среднем в сто раз более быстрого оборота капитала, разработка лунных ресурсов станет также привлекательной для инвесторов.  Технология, способная решить такую задачу имеется /2/. В составе более широкой группы технологий Orbitron экспертизой WIPO она признана имеющими мировую новизну. В ТМ есть публикации по этой теме.

Речь идет о технологии Moontrap компании AVANTA – технологии доставки без ракетного торможения. Первым грузом, доставленным на Луну, был вымпел, сброшенный космическим аппаратом (КА) «Луна-2» (1959). Посадка была жесткой, но именно поэтому энергетически эффективной, по сравнению с мягкой посадкой, совершаемой за счет торможения ракетными двигателями. Жесткая посадка происходит на скорости 2500-3300 м/с. Это удар, при котором груз плавится и частично испаряется. Поэтому, до настоящего времени всегда рассматривался способ безударной, мягкой посадки КА, хотя он значительно дороже – запас ракетного топлива многократно уменьшает массу груза в ракете. Велика масса и посадочного модуля.

Например, доля полезного груза космического аппарата (КА) «Луна-17» составила всего 13,5% от массы КА перед началом торможения, а доля полезного груза КА «Луна-21» составила 14,7%. А существующем еще только в проекте тяжелом посадочном КА Altair Lunar Lander доля полезного груза составит 23,6%.

В итоге на Луну доставляется 15-25 процентов от первоначальной массы посадочного модуля перед торможением. Таким образом, при использовании жесткой посадки массу грузов можно увеличить в 4-6 раз и, соответственно, на 75-85% сократить цену доставки, а с учетом стоимости устраняемой посадочной ступени сокращение превысит 90%.  Это означает, что при старте с НОО стоимость доставки грузов на Луну станет равной стоимости доставки на астероиды группы NEA и дешевле вывода ИСЗ на геостационарную орбиту, потому что теперь и для достижения Луны и для достижения астероидов достаточно приращения скорости на НОО порядка 3000 м/с.

Насколько необходим способ безударной доставки грузов при строительстве базы? Все ли грузы необходимо доставлять таким дорогим способом? Большая часть грузов – это топливо для возвращения экипажа и расходные материалы: кислород, вода, углеводороды и другие реагенты для обработки реголита. Эти грузы не нуждаются в мягкой посадке. Слитки металлов также не нуждаются в дорогостоящей мягкой посадке – они могут быть доставлены в район строительства жесткой посадкой, подобной доставке вымпела КА «Луна-2».

Теперь, как полагают некоторые проектанты, не обязательно доставлять готовое оборудование на внеземные базы – за прошедшие полвека многое изменилось, так как появились аддитивные технологии. Если обеспечить добычу сырья, то космические 3D-принтеры прямо на месте напечатают корпуса жилых и технологических модулей, изготовят ракетные двигатели, топливные баки, космические аппараты и корабли. Например, в США на 3D-принтере напечатали аналог модуля базы – субмарину для спецназа длиной 9 м за 3 недели. В итоге затраты на доставку грузов сокращаются. Однако, для изготовления базы за счет местного сырья требуется доставка на Луну технологических модулей, способных выделить из реголита металлы, кремний и кислород.

Из-за большой массы модулей на первом этапе строительства использование местного сырья не эффективно. Например, в российском проекте масса модуля, обеспечивающего выработку ракетного топлива из местных ресурсов, равна 30 т, а это половина проектной массы базы /3/. Соответственно, масса модуля для производства конструкционных материалов тоже будет порядка 30 т, что не снижает транспортные затраты. Поэтому требуется иное решение.

Предлагаемое решение –  технологии Moontrap, доставка с Земли металлов, воды и другого сырья методом жесткой посадки. Извлечение этих грузов из лунного грунта и преследующая отливка в готовые изделия требует затрат энергии в десятки раз меньше, чем при получении металлов из реголита. Например, сбор и использование в 3D-принтерах такого сырья как готовый металлический алюминий требует в 130 раз меньше энергии, чем производство алюминия на месте из реголита. А вот после превращения этого сырья в новые 3D-принтеры, конструкции и агрегаты базы, в кислород и ракетное горючее, можно будет перейти к использованию ресурсов Луны. В этом варианте на Луну методом мягкой посадки доставляется только набор 3D-принтеров для печати частей и агрегатов базы и оборудование по приему-накоплению земного сырья (коллекторы) и энергоснабжению, что составит 1-3% от общей массы грузов. А большая часть грузов – 97-99%, являющихся сырьем, доставляется недорогим методом жесткой посадки.

Структура поставок с доминированием сырья многократно снизит затраты на первом этапе строительства. Такие простые вещества, как вода, углеводороды, необходимые как химические реагенты-восстановители металлов и для получения ракетного топлива, готовые алюминий, титан и другие металлы не нуждаются в мягкой посадке. Главное, чтобы после жесткой, ударной посадки эти вещества можно было бы легко собрать и аккумулировать для последующего использования.

Реализовать метод жесткой посадки, однако не так просто. Дело в том, что если груз образует порции типа сфер, наподобие вымпела КА «Луна-2», то при ударе, будет происходить взрыв и рассеивание груза по большой площади. В результате, большая его часть не может быть собрана.

Предотвращения взрывного разлета доставляемого вещества, тем не менее, возможно. Разработано несколько способов.

Один из самых простых способов предусматривает использование порций груза в виде стреловидных снарядов или стрежней большого удлинения, наподобие стрел Rods from God – высокоточного космического оружия. Тела такой формы действуют на преграду аналогично струе кумулятивных зарядов. Стреловидные порции груза при столкновении с грунтом, при правильном подборе массы, формы, скорости и вещества снаряда, должны проникать на такую глубину, где их взрывное (частичное) испарение будет происходить в виде камуфлета с образованием закрытой полости, без выброса наружу и рассеивания основной массы вещества.

 

рис 1.jpg

Pic. 1

Кинетическое оружие. Боевая часть – металлические стержни, поражающие цель за счет большого запаса кинетической энергии при скорости в от 3 до 8  км/с. Способны поражать цели, заглубленные в землю.

 

Для обеспечения небольшой глубины залегания камуфлетной полости, с порцией металлического сырья внутри, желательно использовать тонкие струны или цепочки, разворачиваемые при подлете КА к цели. Здесь может использоваться стабилизация, за счет градиента поля тяготения Луны и/или осуществляемая за счет микродвигателей на концах струны, создающих нужное растягивающие усилие.

 

рис 2.jpg

Pic. 2

Порция груза в виде троса (цепи), разворачиваемая на подлете к Луне.

 

Вместо компактного куска вещества большого диаметра в лунную поверхность входит подобие тонкой струи, с той же массой. Процесс аналогичен инжекции иглой шприца – через малое отверстие впрыскивается большая порция вещества, которое внутри тела концентрируется вокруг зоны прокола. Подобным же образом кумулятивная струя пробивает броню и проникает внутрь корпуса цели через малое по ширине отверстие.

 

3-300точек.jpg

Pic. 3

Порция груза в виде троса, входящая в лунную поверхность и формирующая закрытый «магматический очаг» под поверхностью, исключающий взрывное распыление вещества груза.  

 

В ряде районов Луны толщина реголита достигает нескольких метров. Так в Море Дождей, по данным исследований китайского лунохода Yutu, реголит залегает до глубины 3-5 метров, дальше идут коренные плотные породы. Такой двуслойный пирог – удобный естественный коллектор для приема различных грузов методом жесткой посадки, так как плотные породы позволят концентрировать сбрасываемое вещество в камуфлете на заданной глубине реголита – 3-5 метров. С учетом того, что температура в глубине реголита отрицательна и постоянна (температура пород, залегающих на глубине 1 м, постоянна и равна −35 °C.) в такой природный коллектор, кроме металлов, можно сбрасывать порции грузов на основе воды и тяжелых углеводородов. Диффундируя из раскаленного камуфлета в окружающие слои лунного промерзшего грунта пары воды и углеводородов подвергаются охлаждению и создают залежи сырья, удобные для извлечения и изготовления ракетного топлива.

 

Поверхность над будущим камуфлетом может быть заранее присыпана дополнительным слоем промерзшего реголита с поверхности окружающих участков, температура которого в ночное время понижается до −173 °C. В такой холодовой ловушке газов могут аккумулироваться различные легко возгоняемые вещества, выделяемые расплавом из камуфлета. Участки в некоторых глубоких кратеров возле полюсов Луны, где температура всегда около −250 °C, выгодно использовать  как газовые ловушки над коллекторами, которые принимают грузы с кислородом.

 

В районах с меньшей толщиной реголита придется создать насыпи, концентрируя грунт при помощи таких простых устройств как грунтометы, установленные на роверах.

 

рис 4.jpg

Pic. 4

Ровер с грунтометом формирует насыпи из реголита в качестве ловушек грузов, доставляемых методом жесткой посадки.

 

Используя насыпи удобно доставлять в район будущего строительства базы, прежде всего различные металлы и углерод.

 

рис 5.jpg

Pic. 5

Жесткая посадка порции груза в виде троса в насыпь из реголита.

 

С другими, легко возгоняемыми веществами, есть сложности – образовавшиеся газы будут просачиваться из камуфлетной полости через незначительный слой пористой породы. Для приема таких веществ необходимы более совершенная технология, решающая проблему герметизации взрывной полости в грунте.

 

рис 6.jpg

Pic. 6

Извлечение ровером-скрепером грузов, аккумулированных в насыпях из реголита.

 

Создание герметичных камуфлетных полостей в грунте представляет собой второй вариант способа жесткой доставки грузов. Он возможен при обеспечении точности попадания в цель с погрешностью 1-2 м. В этом случае на поверхности грунта или на склоне холма монтируется герметизирующее кольцо, заглубленное в поверхность, диаметр которого составляет 2-4 м. Кольцо охватывает вероятную зону попадания груза.  Оно содержит быстро закрываемый затвор, раскрытый до попадания порции груза в ловушку. После входа груза в грунт, в пределах поверхности, очерченной герметизирующим кольцом, затвор закрывается, и герметизирует входное отверстие в камуфлетную полость.

 

Этот второй способ позволят доставлять в район базы такие вещества, как воду и другие легко испаряемые жидкости, включая криогенные, например, кислород, водород, хлор, фтор, некоторые углеводороды. В качестве контейнеров для таких жидкостей могут использоваться пустотелые стрежни (трубки) из полиэтилена или керамики.

 

Следующий, третий этап в развитии технологии доставки грузов методом жесткой посадки на Луну – это использование оболочек, заполненных реголитом в больших объемах. Оболочки также имеют затвор, для быстрого запирания входного отверстия и сохранения образующихся газов. Такие коллекторы, имеют преимущества. В частности, из них легко извлекать полученные вещества и готовить улавливающую среду к приёму очередной порции груза, а также использовать генерируемое тепло.

 

Рассмотрим простейший вариант такого коллектора. Доставляемая с Земли такая часть коллектора как контейнер (оболочка) может быть изготовлена не из металла, а из высокопрочных материалов типа арамида. Конструктивно контейнер представляет собой трубу, закрытую с торцов. Диаметр контейнера 3,2 м, длина цилиндрической части 10 м, с полусферами заглушек 13,2 м. При 4-кратном запасе прочности масса контейнера, рассчитанного на максимальное внутреннее давление около 30 атм. составит 0,8 т, не считая массы запорной арматуры на входном торце. Контейнер установлен на салазки или другие виды шасси с низкой материалоемкостью. Всего масса пустого коллектора равна 1 т.

 

Объем цилиндрической части коллектора равен 80 м3. Тогда при плотности реголита 1,5 т/м3, масса улавливающей грузы среды составит 120 т. Таким образом, самую массивную часть ловушки грузов получаем на Луне, а с Земли доставляем только однотонную конструкцию.

 

рис 7.jpg

Pic. 7

Поступление груза в форме троса в герметичный горизонтальный коллектор – оболочку с реголитом, оснащенную шлюзовой системой запирания входа в коллектор. Данный тип коллектора принимает грузы от КА, выведенных на окололунную орбиту. КА сбрасывает груз в периселении при подлете к коллектору.

 

По предварительным оценкам в такую ловушку за одну операцию можно забрасывать порции вещества массой до 100 кг. Таким образом, КА с разгонным блоком «ДМ» за 50 оборотов вокруг Луны передаст в коллектор грузы общей массой 5 т. Порция груза в виде стержня поступает в ловушку через один из торцов (стержень в виде тонкостенной трубки содержит высоколетучие  жидкости: кислород, воду, метан или водород). Он пробивает мембрану или сетку на входной части коллектора, которые служат временной стенкой для реголита внутри контейнера, пробивает толщу песка и затормаживается в глубине улавливающей среды. Взрывное испарение груза парируется большой массой рыхлой среды. После чего срабатывает быстродействующий затвор на входном торце коллектора и образовавшиеся газообразные продукты герметично замыкаются. Газы охлаждаются и откачиваются из контейнера в накопительные емкости базы. Затем, взамен пробитой мембраны устанавливается новая (или ставится заплатка на отверстие), реголит разрыхляется (или частично заменяется), затвор приводится в исходное положение и коллектор снова готов к работе.

 

Другой тип оболочечных коллекторов – это мобильный коллектор. Такая система может принимать грузы от КА, которые сбрасывают грузы на площадку с коллектором при точности попадания в цель с погрешностью в десятки и сотни метров.  Стержни, выпущенные из КА и падающие на Луну, например, вертикально, имеют метки для фиксации лидаром. Метки позволяют отслеживать и вычислять точку падения груза.  Коллектор, в соответствии с расчетными данными перемещается в точку падения и перехватывает груз.

 

рис 8.jpg

Pic. 8

Поступление груза в форме троса в мобильный коллектор – оболочку с реголитом, оснащенную шлюзовой системой запирания входа в коллектор. Коллектор, перемещается в расчетную точку падения и перехватывает груз. 

 

Данным способом обеспечивается применение малогабаритных коллекторов с приемным отверстием порядка полуметра. В качестве тормозной среды для поглощаемого груза используется вода или высококипящие углеводороды. В качестве средства герметизации используются механический затвор и аэродинамическое окно. 

 

Аэродинамическое окно – газовая завеса, препятствующая истеканию в наружный вакуум из накопительной камеры коллектора буферной среды, состоящей из газов, аэрозолей и жидкостей. В тоже время, аэродинамическое окно обеспечивает прохождение в камеру потоков сырья, в виде нитей, лент или тонкостенных трубок с газом. Потоки вещества, входящие в камеру со скоростями от 1700 до 3300 м/с, взаимодействуя с буферной средой, распыляются, тормозятся и, смешиваясь со средой в камере, отдают тепло, затем сепарируются и перекачиваются в накопительные емкости. Окно работает только в период поступления груза в накопительную камеру коллектора при открытом механическом затворе.

 

Грузовые КА, обеспечивающие прицельный выброс грузов с орбиты в лунные коллекторы сырья, имеют специализацию по типам грузов. Грузовые модули КА представляют собой катушку с нитью, лентой, трубкой с газом или нитью в виде цепи, которые вспомогательными механизмами вытягиваются и разворачиваются вдоль траектории в период предшествующий поступлению груза в коллектор. Модули имеют систему управления и ракетную двигательную установку для коррекции и наведения блока на коллектор перед выбросом сырья, а также увода в сторону блока, после сброса груза.

 

КА, сбрасывающие грузы по касательной к поверхности Луны, в виду простоты отклонения блока и предотвращения попадания в коллектор, используются многократно.

 

КА, направляющие потоки сырья в коллектор под большими углами к поверхности используются однократно. Двигатели коррекции отклоняют траекторию опустошенных КА от траектории потока сырья, нацеленного в коллектор, так чтобы они совершали падение на специально отведенных полигонах в безопасном удалении от базы.

 

Разгонные блоки грузовых КА, могут разбиваться о лунную поверхность, чтобы не пополнять облако космического мусора, окружающего Землю. Однако, при соответствующем подборе массы полезной нагрузки, в бустерах после выполнения задачи остается достаточно топлива, чтобы после облета Луны при возвращении к Земле, погасить избыток скорости в перигее и выйти на низкую околоземную орбиту (НОО). В этом случае, низкая цена доставки сырья на лунную базу описанным способом, дополняется возможностью многоразового использования разгонных блоков – заправлять их топливом на НОО дешевле, чем запускать с Земли новые бустеры.  На первом этапе можно рассчитывать на 15-25 повторных рейсов бустеров, а в перспективе на 100-200 рейсов.

 

Коллекторы выполняют не только транспортную функцию, но и производственно-технологическую. Взрывные процессы в реголите, при сбросе в коллектор водорода, углеводородов, углерода, хлора и фтора, при подводе должного количества тепла, вызывают реакции восстановительного типа. Выделяется железо, титан, никель, другие металлы, кремний. Аналогичный метод, использующий ядерную энергию вместо кинетической, предлагал пионер астронавтики Krafft Arnold Ehricke. На 1 кг метана за счет реакций в коллекторе образуется 5 кг воды и углекислого газа, а на 1 кг водорода выход конечного продукта в виде воды составит 9 кг. Это означает, что по сравнению с методом ракетной доставки грузов методом жесткой посадки доставляется больше грузов уже не в 4-6 раз, а в 20-30 для метана и в 36-54 раза для водорода! Если доставка 1 кг водорода в коллектор на Луне обходится в 3 раза дороже доставки на НОО, то за счет образования воды в коллекторе конечный результат будет эквивалентен доставке воды на Луну по цене 1/3 стоимости доставки на НОО.

 

При такой технологии, побочные продукты реакции – железо и кремний, что дополнительно увеличивает эффективность метода. Например, обработка водородом лунного ильменита при температуре 300 ºС на 1 кг водорода дает почти 28 кг железа. С учетом 9 кг воды выход продукции составляет 37 кг, что эквивалентно доставке груза на Луну по цене 1/12 стоимости доставки на НОО. Это далеко превосходит перспективы сокращения затрат, обещаемые компанией SpaceX.

 

Технология Moontrap  может быть успешно применена и для создания промышленных баз на астероидах и спутниках других планет. Соответственно в перспективе возможны недорогие поставки сырья с инопланетных баз.  Астероидный реголит насыщен углеродом, что обеспечивает выделение металлов в зоне падения посылок на Луну и упрощает переработку.

 

Многие околоземные астероиды группы NEA имеют повышенное содержание углерода в реголите. Отправка грузов с некоторых таких астероидов требует всего 50-500 м/с, что делает перспективным организацию переработки реголита за счет «дарового» астероидного углерода и «даровой» кинетической энергии (скорость падения на Луну посылок с углеродом больше 3000 м/с).

 

Реголит спутников Марса Фобоса и Деймоса также богат углеродом и углеводородами. Углерод необходим для выделения металлов и кислорода из реголита. Доставлять углерод, а точнее смесь углерода и местного реголита с Фобоса и Деймоса на Луну в перспективе будет гораздо проще, чем с Земли. При использовании шлюзовой системы пропуска грузов и/или толстых слоев замороженного реголита в местах падения посылок с углеводородами, помимо металлических россыпей, будут возникать газовые месторождения, например, CO, CO2 и H2O. На более поздней стадии формирования лунной инфраструктуры они будут использованы в качестве компонентов ракетного топлива. CO2 и H2O – готовые компоненты топлива для апробированных еще в СССР двигателей с порошковым металлическим горючим из алюминия и магния для исследовательских суборбитальных ракетных модулей и роверов.

 

Таким образом, технология Moontrap многократно упрощает создание промышленных баз на спутниках Марса, удешевляет и ускоряет развитие бизнеса по добыче космических ресурсов. Триада колоний Фобоса, Деймоса и Луны – условие рентабельной эксплуатации энергетических и сырьевых ресурсов космоса.

 

Луна может стать выгодной перевалочной и перерабатывающей промышленной базой на пути доставки грузов от астероидов, Фобоса и Деймоса к околоземным орбитальным станциям и земным потребителям. Лунный перевалочный пункт упрощает доставку астероидных ресурсов – устраняются торможение и маневры при доставке в точки либрации, что расширяет число разрабатываемых астероидов, исключается проблема доставки к астероидам оборудования для переработки реголита.

 

Итак, кооперация с марсианскими лунными базами избавляет колонизаторов Луны от масштабного строительства металлургических, химических и энергетических предприятий. В последующем эти промышленные объекты будут созданы, но уже не в чистом поле, а на участках, насыщенных искусственными месторождениями полезных ископаемых: «самородными» алюминием, магнием, железом, титаном, никелем, кобальтом, кремнием и запасами газа (СО2 и СО). Для освоения рукотворных месторождений достаточно будет небольших буровых установок, мобильных электрогенераторов (подключаемых к «подземным» источникам тепла), химико-технологических модулей очистки сырья и модулей 3D-печати. Все остальное будет сделано средствами аддитивной печати, включая новые 3D-принтеры.

 

Технология Moontrap имеет хороший потенциал коммерциализации. Работа по созданию запасов металлов и технологических материалов для технологических модулей в районах размещения будущих лунных баз, может производиться по заказам частных аэрокосмических компаний и национальных аэрокосмических агентств. Такие стратегические запасы компания AVANTA с инвесторами может создавать на Луне впрок, продавая потом «месторождения» будущим колонизаторам Луны.

 

Для реализации технологии Moontrap требуются в основном НИОКР по разработке грузового блока, способного при подлете КА к Луне развернуть катушку с тросом или вытолкнуть группу стреловидных снарядов. Это относительно недорого. КА с требуемыми параметрами можно купить готовый. Также не потребуется разрабатывать ракеты-носители для отправки КА к Луне. На мировом рынке пусковых услуг имеется достаточное количество компаний, всегда готовых за ваши деньги запустить в космос любой ваш КА.

 

Затраты на создание обогащенных ценным сырьем лунных участков многократно меньше чем затраты на запуск геостационарных спутников, даже в том случае если используется одноразовые бустеры (межорбитальные буксиры), т.к. приращение скорости составляет около 3000 м/с вместо 5000 м/с. При использовании облетных траекторий, с гашением двигателями скорости в перигее, бустеры используются многократно (после дозаправки), что обеспечивает дополнительную экономию.

рис 9.jpg

Pic. 9

Схема возвращения многоразового грузового КА с лунной орбиты на околоземную на основе схемы работы многоразового межорбитального буксира «Рывок» РКК «Энергия».

 

Торговля запасами металлов и сырья на участках под застройку лунных баз при использовании производных финансовых инструментов, может производиться без предварительных затрат AVANTA & Co на доставку сырья на Луну. Торговля опционами позволяет привлечь деньги для первых шагов в создании ресурсного плацдарма на Луне. Таким образом, при минимальных вложениях в проект (в основном в рекламу для привлечения акционеров) компания AVANTA и её партнеры смогут получить начальный капитал на НИОКР и реализацию Moontrap для группы внеземных баз. Так строились железные дороги на Диком Западе, так может быть создано наше лучшее космическое будущее.


Автор:  Александр Майборода

Вверх

Для возможности комментировать авторизуйтесь или зарегистрируйтесь