Мобильная версия сайта
Подписка на рассылку:
нет
Товаров
в корзине
Регистрация
Портал "Техника-Молодёжи" функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
ТРАМВАЙ НА ВОЛНАХ
25.05.2017


Подобные суда давно стали привычными почти для всех российских городов, раскинувшихся по берегам рек. Они сравнительно невелики, рассчитаны на одну-две сотни пассажиров, совершающих налегке поездки на короткие расстояния. Используют речные трамваи и для экскурсий, и для доставки горожан на пригородные пляжи.

История речного трамвая, то есть небольшого судна, ходящего часто и по короткому маршруту, уже может соответствовать этому слову в полной мере. В начале ХХ столетия у пристаней Петербурга, Нижнего Новгорода, Киева и других городов ошвартовались небольшие паровые катера. В Петербурге они принадлежали финским владельцам и потому именовались тогда «финляндками».

Схема маршрутов московсого речного трамвая.jpg

На речные магистрали Москва-реки они вышли в 1923 г. Желающих воспользоваться ими было более чем достаточно. Спустя восемь лет, Московско-Окское управление речного транспорта открыло в столице линию, соединившую причал у Дорогомиловского моста с районом автомобильного завода АМО (будущий ЗиЛ).

Вскоре после этого было создано специализированное Московское пригородное пароходство. Его флот состоял из  40 стоместных катеров, потом он пополнился 250-местными теплоходами типа «Москвич». Построенные на Городецкой верфи, они работали на линии Большой Каменный мост — Заозерье. В начале 30-х Балаковский судостроительный завод выпустил серию экскурсионных теплоходов «Динамовец». Одновременно и в других городах строились «водные трамваи» (так их называли в те времена), спроектированные местными инженерами. Они имели различное водоизмещение, силовые установки, но обладали и общими свойствами, продиктованными назначением этих судов.

Модель позволяет увидеть винт и руль.jpg

В середине 30-х годов, в связи с постройкой канала Москва-Волга, речные трамваи включились в транспортную систему Москвы, Ленинграда, Горького, Сталинграда и Ростова-на-Дону. Кроме того, их использовали для пассажирских перевозок между областными и районными центрами, колхозами и совхозами.

Одновременно с 50-сильным катером был разработан проект речного трамвая повышенной, до 250 человек вместимости — для пригородных линий, где рейсы занимали несколько часов. Эти суда уже оборудовали настоящими салонами, буфетом и туалетом, а для обитания команды было не только машинное отделение, но предусматривались и небольшие кубрики.

Такие кораблики выпускались в трёх вариантах. В Днепропетровске их делали из стали, в Горьком — композитными, а на Московской и Городецкой верфях — деревянными. Внешне они почти не отличались друг от друга, одинаковой у них была и силовая установка, состоявшая из пары тех же 50-сильных дизелей. Добавим, что в других городах на катерах местной постройки нередко устанавливали и карбюраторные моторы, топливо тогда особо не экономили.

В 1937 г., к открытию канала, сормовские специалисты изготовили серию малых, так называемых «канальных» теплоходов типа «Ляпидевский» (в честь полярного лётчика). В отличие от старых речных трамваев — угловатых и высоких — корпуса «канальных» теплоходов были удлиёенными и обтекаемыми. Все суда этого типа, проявившиеся позже, были названы в честь первых Героев Советского Союза - лётчиков, спасавших пассажиров и экипаж парохода «Челюскин».

На Московском судостроительном и судоремонтном заводе в 1948 г. спроектировали и выпустили новый пассажирский теплоходик «Москвич». По размерам и вместимости он ненамного отличался от 50-сильного речного трамвая, но был заметно быстрее и комфортабельнее. Щестицилиндровый рядный дизель 3Д6 – «половинка» танкового бессмертного В-2, работал напрямую на винт через косой дейдвуд. «Москвичи» строились большой серией на ряде верфей, работали по всей стране от Финского залива до Амура. Одновременно строился и «Москвич-озерный», назначение которого понятно из названия.

В течение трёх десятилетий строительство этих судов продолжалось на разных заводах. В общей сложности было построено более пятисот «Москвичей». Малая осадка и общая удачная конструкция позволяла эксплуатировать их в самых разнообразных и неблагоприятных условиях.

Дизайн теплохода всегда был современен.jpg

«Москвичи» не везде получали собственные названия, чаще использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например: М-270, отсюда, наверно, и визборовское: Москва-15. Трамваи же Амурского речного пароходства, в частности, в 70-е годы носили поэтические названия драгоценных камней: «Нефрит», «Александрит», «Опал».

У Парка Культуры на Москва-реке.jpg

Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. Сегодня  многие из этих судов находятся в эксплуатации, несмотря на то, что уже перешагнули 60-летний рубеж (например, один из теплоходов, курсирующих на линии Коломенское-Марьино, — 1957 г. постройки). Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудоваными, используются для проведения  праздников и всяких подобных шоу.

Основные характеристики пассажирского теплохода «Москвич» (проект 544):

Длина габаритная: 27,25 м

Длина расчётная: 24,80 м

Ширина габаритная: 4,80 м

Осадка расчётная без пассажиров с полным запасом топлива: 0,77 м

Осадка расчётная в полном грузу: 0,89 м

Высота борта: 1,4 м

Скорость: 17-20 км/ч

Пассажировместимость: до 150 чел.

Мощность двигателя:

150 л.с. (6ЧСП 15/18 или ЗД6);

190 л.с. (Skoda 6L160PNS).

Сегодня на сохранившихся «Москвичах» могут быть установлены и разнообразные другие, более современные дизели, обычно от грузовиков.

Суда этого типа строились в Херсоне, Тюмени, в посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, в Благовещенске и Бобруйске. Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (544). Тюменские «Москвичи» обозначались буквой «Т». Суда бобруйской постройки носили литеру «С». Для повышения безопасности на некоторых «Москвичах» сибирской и дальневосточной построек, где на реках и озёрах возможны настоящие штормы, вместо окон салонов устанавливали герметичные и стойкие к ударам волн иллюминаторы.

В Ленинграде выпускалась несколько измененная версия «Москвичей», отличавшаяся уменьшенным габаритом по высоте для прохода под низкими мостами каналов. Эти суда имели обозначение Л (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», эти не имеют на крыше открытой палубы со скамейками и рулевая рубка у «Ленинградца» была расположена ниже.

Сегодня речные трамвайчики сменила «Москва» (проекты Р-51, Р-51Э) — это уже, хоть и небольшой, но настоящий двухпалубный теплоход, вдвое большей мощности и многочисленные инопланетного вида иностранные красавцы, неторопливо курсирующие мимо Кремля и прочих московских пейзажей. Но тот старый настоящий трудяга -  речной трамвайчик пусть навсегда останется в нашей памяти и сердце.

5136.jpg


Автор:  Михаил БИРЮКОВ

Вверх

Для возможности комментировать авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новый выпуск

Новый выпуск

Новости

14.06.2017

РАЗГОВОР С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ

Учёный считает, что химия и арифметика поможет общаться с инопланетянами - которые, возможно, живут среди нас.

13.06.2017

БЭТМОБИЛЬ НА МАРСЕ

Космическое агентство представило концепт-кар для будущей экспедиции на Красную плане.