Мобильная версия сайта
Подписка на рассылку:
нет
Товаров
в корзине
Регистрация
Портал "Техника-Молодёжи" функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Пропущенная страница истории
09.01.2017

01 Карта КАРАДЖИ1.jpg

Едем на Тарханкут

Апрель 2015 г. Едем на Тарханкут. Разговоры только о маяке. Кто строил. Как строил. Как жили там люди в разные эпохи. Что и кого маяк повидал. С удовольствием отвечаю на вопросы своих спутников, с нетерпением, как и я, ожидающих встречи со старейшиной черноморских маяков. Вспоминая о военном лихолетье 1941 - 1944 гг., сообщаю, что благодаря находчивости двух местных мальчишек Васи Гузенко и Саши Карнауха, перерезавших подожжённый отступавшими с маяка фашистами бикфордов шнур, мы имеем возможность видеть маяк таким, каким его задумал и воплотил в камень в 1816 г. основатель маячного дела в России Леонтий Васильевич Спафарьев. Сокрушаюсь, что, кроме скупого исторического факта, ничего не известно ни о самих героях, ни о том, когда это и как происходило.

10 Очередная жертва Тарханкута.jpg

Водитель из местных жителей, внимательно слушавший наши разговоры, неожиданно попросил: «Повторите, пожалуйста, имена и фамилии ребят. Попробую уточнить, нет ли живых участников этой мальчишеской «операции».

…А через пятнадцать минут мы узнали новость, вызвавшую у всех ликование: «В деревне Оленевка живёт Павел Гузенко, родной брат несколько лет назад скончавшегося Василия. В тот день он вместе с братом и ещё тремя пацанами участвовал в спасении маячной башни. Ему сейчас 84 года. Павел Иосифович сильно побаливает, но события того дня помнит хорошо и готов встретиться с нами».

 

Портрет Тарханкутского старца

Традиционно курсы боевых кораблей российского парусного флота, отправлявшихся в устье Дуная и на Балканы, где шли нескончаемые войны с Османской империей, пролегали мимо мыса Тарханкут, а на Кавказ, для боевого крейсирования у Абазинских берегов, мимо мыса Херсонес. На акватории от Тарханкута до Херсонеса регулярно проводились учения по отработке боевой слаженности эскадр и выполнению артиллерийских стрельб, поэтому надёжное навигационное ограждение опасных мысов, слывших у моряков «кладбищами кораблей», к началу XIX в. стало одной из первостепенных задач.

Летом 1812 г. командир Севастопольского порта капитан 1 ранга М.П. Рожнов и Директор Балтийских маяков Л.В. Спафарьев выбрали места для строительства маяков, Адмиралтейств-коллегия утвердила проект, разработанный Л.В. Спафарьевым, а уже к концу 1816 г. на оконечностях коварных мысов красовались одинаковые маячные башни. В 1817 г. их оснастили закупленными во Франции осветительными аппаратами, и маяки заступили на бессменную вахту, о чём командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.С. Грейг рапортом доносил Морскому министру «...июня 16 дня в первый раз оба маяка освещены рефлекторами, доставленными из С.-Петербурга Директором Балтийских маяков. С тех пор освещение положено продолжать круглый год».

Большую часть внутреннего объёма круглых конических каменных башен высотой 36 м занимали пустотелые центральные колонны, служившие для подъёма наверх тяжёлых грузов и масла для ламп. Снаружи колонны обвивали ажурные чугунные лестницы. Башни венчали деревянные фонарные сооружениями правильной десятиугольной формы, с катоптрическими (зеркальными) осветительными аппаратами. Под фонарными сооружениями располагались служебные отсеки, где круглосуточно находилась вахтенная смена.

Но для завершения строительства не хватило средств. Поэтому башню Тарханкутского маяка сдали неоштукатуренной, с большими недоделками. Рядом с маяком построили дом смотрителя, казарму маячной прислуги и складские помещения для хранения имущества и продуктов. Но дома оказались сырыми и плохо отапливаемыми, а в складских помещениях, из-за отсутствия вентиляции, имущество и продукты плесневели и быстро портились. Сильно засолённая местная вода в пищу не годилась, поэтому воду возили на лошадях бочками из деревни Караджи (ныне Оленевка), что в двенадцати верстах от маяка. С наступлением лета солнце выжигало растительность, и степь превращалась в раскалённую каменную пустыню. Зимой пронзительные норды выстуживали землю так, что при ходьбе она звенела металлом, а штормовые волны, с яростью бившие в изрезанные пещерами и гротами берега, сотрясали округу артиллерийской канонадой.

В середине XIX в., учитывая возросшую интенсивность судоходства между Севастополем, Николаевом и Херсоном, главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал М.П. Манганари лично разработал основные требования к новому осветительному аппарату для Тарханкутского маяка. Самый мощный на Чёрном море диоптрический светооптический аппарат 1-го разряда с масляной петролейной лампой на пять светилен установили в 1861 г. Вахтенную комнату внутри утеплили и обили филёнками из красного дерева. В 1873 г. у Гидрографического департамента, наконец, нашлись для Тарханкутского маяка цемент и белая краска. Башню оштукатурили, покрасили и заменили обветшалый деревянный фонарь металлическим.

После гибели в туманную ночь с 21 на 22 октября 1878 г. на Тарханкутском рифе новейшей императорской яхты «Ливадия» Гидрографический департамент заказал в Англии пневматическую сирену стоимостью 1646 £ (около 16460 тогдашних рублей). В декабре 1883 г. её доставили на Тарханкутский маяк и под руководством штабс-капитана корпуса инженер-механиков Ксенофонта Петровича Селезнева смонтировали в специальном бараке из гофрированного железа недалеко от уреза воды.

10 Очередная жертва Тарханкута.jpg

В 1890 г. для увеличения частоты и чёткости проблесков маячного огня осветительный аппарат установили на кольцевой поплавок, опущенный в круглую ртутную ванну специального вращательного аппарата французского инженера Леона Бурделя. Двадцать лет спустя масляные светильни заменили более мощными световыми керосинокалильными горелками.

Отслужившие свой век керосинокалильные горелки и ртутный вращательный аппарат в 1959 г. заменили новейшим светооптическим электромаячным невращающимся аппаратом ЭМН-500 с электрической лампой накаливания мощностью 1000 Вт. С тех пор режимом работы огня вахтенный управлял со специального пульта из рубки маячно-технического корпуса, построенного рядом с башней. Оттуда же при появлении тумана или снежных зарядов запускалась в работу и сирена. До наших дней из маячных раритетов сохранились часть ртутного вращательного аппарата с ванной и филёнки красного дерева в служебном отсеке.

Великая Отечественная война пришла на маяк в октябре 1941 г. По приказу гидрографического командования Черноморского флота маячную аппаратуру демонтировали и отправили в эвакуацию, а личный состав во главе с начальником маяка П.П. Неродом убыл на защиту Севастополя.

18 Фазы свечения огня Тарханкута .jpg

7 ноября 1941 г. в Ак-Мечеть (Черноморское) и Караджу (Оленевка) вошли регулярные немецкие части. Для жителей Тарханкута наступило долгое, тяжёлое время оккупации. В маячной башне немцы устроили наблюдательный пост, установив в фонарном отсеке станковый пулемёт. Здания заселила пограничная команда, каменные погреба использовали для хранения боезапаса и продовольствия.

В апреле 1944 г. теснимые частями Советской Армии 3-го Украинского фронта фашисты, в спешке покидая Тарханкут, уничтожали все административные, промышленные и хозяйственные здания. Что не успевали уничтожить, минировали. Вездесущие местные мальчишки, рискуя жизнями, шныряли по окрестностям, наблюдая за бегством врага, отыскивая в завалах и пепелищах уцелевшие предметы быта, брошенное оружие, продовольствие. Так в поисках «добычи» пятеро оленевских ребят апрельским утром 1944 г. отправились на Тарханкутский маяк. О том, что они там увидели и как спасли от взрыва маячную башню, нам рассказал при встрече единственный из оставшихся ныне живых участников этой эпопеи Павел Иосифович Гузенко, которому в ту пору было тринадцать лет.

 Рассказ ветерана

19 Яхта Ливадия.jpg


«Вечером старший брат Василий сказал, что утром немцы будут уезжать с маяка. По берегу моря тайными тропами мы, трое пацанов 11 и 13 лет, во главе с Василием и его другом Александром Карнаухом (им было по 15) пробрались к заброшенному зданию сирены и там сховались, наблюдая через дырки, выбитые снарядами в стенах, за всем, что происходило в городке. Немцы спешили, переругиваясь грузили имущество и снаряды в грузовики. Два немца бросились тянуть из башни к морю бикфордов шнур. Запалили шнур и казарму, а сами бегом к заведённому грузовику, их поджидавшему. Пламя перекинулось на хранилище. В нём начали взрываться оставшиеся патроны. Как только грузовик уехал, мы кинулись к горящему шнуру и стали бить его крупной галькой, пока не загасили. Побежали в башню. А там под трапом вокруг колонны и внутри неё всё было забито противотанковыми минами - круглыми металлическими коробками с ручками. Мы их называли шашки. Если бы всё это рвануло, то от маяка осталась груда камней». Павел Иосифович разволновался: «…Да ну, такой маяк загубить! Какой красавец! Таких маяков, я вам скажу, на всём Чёрном море не найти. Красавец и чуть не загубили!..»

Спасённый апрельским днём 1944 г. мальчишками из Оленевки маяк-ветеран и поныне стойко несёт свою двухвековую бессменную вахту, предупреждая с наступлением ночи мореплавателей алмазно-белыми проблесками своего огня о коварной каменной плите Тарханкутского рифа, отправившего на дно десятки кораблей и судов…

По возвращении в Севастополь я обратился к председателю Совета ветеранов гидрографической службы Черноморского флота капитану 1 ранга в отставке В.М. Петько с просьбой как-то отметить участие Павла Иосифовича в спасении старейшего на Чёрном море маяка. Предложение Валерий Михайлович и начальник Гидрографической службы Черноморского флота капитан 1 ранга Михаил Евгеньевич Ворошилов поддержали. Было решено наградить П.И. Гузенко почётной грамотой: «За участие в спасении башни Тарханкутского маяка от подрыва в 1944 году и в связи с 70-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и памятным знаком «200 лет маячной службы». Так через семьдесят лет в нашей общей Книге памяти о тяжелейшей войне, обрушившейся в июне 1941 г. на советскую землю, стало одной пропущенной страницей меньше…


Автор:  Сергей АКСЕНТЬЕВ

Вверх

Для возможности комментировать авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новый выпуск

Новый выпуск

Новости

18.09.2017

АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА

Оркестр из промышленных роботов научился исполнять вполне современную музыку.

07.09.2017

РЕВОЛЮЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ

Учёные пытаются понять, куда и зачем ведёт людей естественный отбор.