Мобильная версия сайта
Подписка на рассылку:
нет
Товаров
в корзине
Регистрация
Портал "Техника-Молодёжи" функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Пропущенная страница истории
09.01.2017

01 Карта КАРАДЖИ1.jpg

Едем на Тарханкут

Апрель 2015 г. Едем на Тарханкут. Разговоры только о маяке. Кто строил. Как строил. Как жили там люди в разные эпохи. Что и кого маяк повидал. С удовольствием отвечаю на вопросы своих спутников, с нетерпением, как и я, ожидающих встречи со старейшиной черноморских маяков. Вспоминая о военном лихолетье 1941 - 1944 гг., сообщаю, что благодаря находчивости двух местных мальчишек Васи Гузенко и Саши Карнауха, перерезавших подожжённый отступавшими с маяка фашистами бикфордов шнур, мы имеем возможность видеть маяк таким, каким его задумал и воплотил в камень в 1816 г. основатель маячного дела в России Леонтий Васильевич Спафарьев. Сокрушаюсь, что, кроме скупого исторического факта, ничего не известно ни о самих героях, ни о том, когда это и как происходило.

10 Очередная жертва Тарханкута.jpg

Водитель из местных жителей, внимательно слушавший наши разговоры, неожиданно попросил: «Повторите, пожалуйста, имена и фамилии ребят. Попробую уточнить, нет ли живых участников этой мальчишеской «операции».

…А через пятнадцать минут мы узнали новость, вызвавшую у всех ликование: «В деревне Оленевка живёт Павел Гузенко, родной брат несколько лет назад скончавшегося Василия. В тот день он вместе с братом и ещё тремя пацанами участвовал в спасении маячной башни. Ему сейчас 84 года. Павел Иосифович сильно побаливает, но события того дня помнит хорошо и готов встретиться с нами».

 

Портрет Тарханкутского старца

Традиционно курсы боевых кораблей российского парусного флота, отправлявшихся в устье Дуная и на Балканы, где шли нескончаемые войны с Османской империей, пролегали мимо мыса Тарханкут, а на Кавказ, для боевого крейсирования у Абазинских берегов, мимо мыса Херсонес. На акватории от Тарханкута до Херсонеса регулярно проводились учения по отработке боевой слаженности эскадр и выполнению артиллерийских стрельб, поэтому надёжное навигационное ограждение опасных мысов, слывших у моряков «кладбищами кораблей», к началу XIX в. стало одной из первостепенных задач.

Летом 1812 г. командир Севастопольского порта капитан 1 ранга М.П. Рожнов и Директор Балтийских маяков Л.В. Спафарьев выбрали места для строительства маяков, Адмиралтейств-коллегия утвердила проект, разработанный Л.В. Спафарьевым, а уже к концу 1816 г. на оконечностях коварных мысов красовались одинаковые маячные башни. В 1817 г. их оснастили закупленными во Франции осветительными аппаратами, и маяки заступили на бессменную вахту, о чём командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.С. Грейг рапортом доносил Морскому министру «...июня 16 дня в первый раз оба маяка освещены рефлекторами, доставленными из С.-Петербурга Директором Балтийских маяков. С тех пор освещение положено продолжать круглый год».

Большую часть внутреннего объёма круглых конических каменных башен высотой 36 м занимали пустотелые центральные колонны, служившие для подъёма наверх тяжёлых грузов и масла для ламп. Снаружи колонны обвивали ажурные чугунные лестницы. Башни венчали деревянные фонарные сооружениями правильной десятиугольной формы, с катоптрическими (зеркальными) осветительными аппаратами. Под фонарными сооружениями располагались служебные отсеки, где круглосуточно находилась вахтенная смена.

Но для завершения строительства не хватило средств. Поэтому башню Тарханкутского маяка сдали неоштукатуренной, с большими недоделками. Рядом с маяком построили дом смотрителя, казарму маячной прислуги и складские помещения для хранения имущества и продуктов. Но дома оказались сырыми и плохо отапливаемыми, а в складских помещениях, из-за отсутствия вентиляции, имущество и продукты плесневели и быстро портились. Сильно засолённая местная вода в пищу не годилась, поэтому воду возили на лошадях бочками из деревни Караджи (ныне Оленевка), что в двенадцати верстах от маяка. С наступлением лета солнце выжигало растительность, и степь превращалась в раскалённую каменную пустыню. Зимой пронзительные норды выстуживали землю так, что при ходьбе она звенела металлом, а штормовые волны, с яростью бившие в изрезанные пещерами и гротами берега, сотрясали округу артиллерийской канонадой.

В середине XIX в., учитывая возросшую интенсивность судоходства между Севастополем, Николаевом и Херсоном, главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал М.П. Манганари лично разработал основные требования к новому осветительному аппарату для Тарханкутского маяка. Самый мощный на Чёрном море диоптрический светооптический аппарат 1-го разряда с масляной петролейной лампой на пять светилен установили в 1861 г. Вахтенную комнату внутри утеплили и обили филёнками из красного дерева. В 1873 г. у Гидрографического департамента, наконец, нашлись для Тарханкутского маяка цемент и белая краска. Башню оштукатурили, покрасили и заменили обветшалый деревянный фонарь металлическим.

После гибели в туманную ночь с 21 на 22 октября 1878 г. на Тарханкутском рифе новейшей императорской яхты «Ливадия» Гидрографический департамент заказал в Англии пневматическую сирену стоимостью 1646 £ (около 16460 тогдашних рублей). В декабре 1883 г. её доставили на Тарханкутский маяк и под руководством штабс-капитана корпуса инженер-механиков Ксенофонта Петровича Селезнева смонтировали в специальном бараке из гофрированного железа недалеко от уреза воды.

10 Очередная жертва Тарханкута.jpg

В 1890 г. для увеличения частоты и чёткости проблесков маячного огня осветительный аппарат установили на кольцевой поплавок, опущенный в круглую ртутную ванну специального вращательного аппарата французского инженера Леона Бурделя. Двадцать лет спустя масляные светильни заменили более мощными световыми керосинокалильными горелками.

Отслужившие свой век керосинокалильные горелки и ртутный вращательный аппарат в 1959 г. заменили новейшим светооптическим электромаячным невращающимся аппаратом ЭМН-500 с электрической лампой накаливания мощностью 1000 Вт. С тех пор режимом работы огня вахтенный управлял со специального пульта из рубки маячно-технического корпуса, построенного рядом с башней. Оттуда же при появлении тумана или снежных зарядов запускалась в работу и сирена. До наших дней из маячных раритетов сохранились часть ртутного вращательного аппарата с ванной и филёнки красного дерева в служебном отсеке.

Великая Отечественная война пришла на маяк в октябре 1941 г. По приказу гидрографического командования Черноморского флота маячную аппаратуру демонтировали и отправили в эвакуацию, а личный состав во главе с начальником маяка П.П. Неродом убыл на защиту Севастополя.

18 Фазы свечения огня Тарханкута .jpg

7 ноября 1941 г. в Ак-Мечеть (Черноморское) и Караджу (Оленевка) вошли регулярные немецкие части. Для жителей Тарханкута наступило долгое, тяжёлое время оккупации. В маячной башне немцы устроили наблюдательный пост, установив в фонарном отсеке станковый пулемёт. Здания заселила пограничная команда, каменные погреба использовали для хранения боезапаса и продовольствия.

В апреле 1944 г. теснимые частями Советской Армии 3-го Украинского фронта фашисты, в спешке покидая Тарханкут, уничтожали все административные, промышленные и хозяйственные здания. Что не успевали уничтожить, минировали. Вездесущие местные мальчишки, рискуя жизнями, шныряли по окрестностям, наблюдая за бегством врага, отыскивая в завалах и пепелищах уцелевшие предметы быта, брошенное оружие, продовольствие. Так в поисках «добычи» пятеро оленевских ребят апрельским утром 1944 г. отправились на Тарханкутский маяк. О том, что они там увидели и как спасли от взрыва маячную башню, нам рассказал при встрече единственный из оставшихся ныне живых участников этой эпопеи Павел Иосифович Гузенко, которому в ту пору было тринадцать лет.

 Рассказ ветерана

19 Яхта Ливадия.jpg


«Вечером старший брат Василий сказал, что утром немцы будут уезжать с маяка. По берегу моря тайными тропами мы, трое пацанов 11 и 13 лет, во главе с Василием и его другом Александром Карнаухом (им было по 15) пробрались к заброшенному зданию сирены и там сховались, наблюдая через дырки, выбитые снарядами в стенах, за всем, что происходило в городке. Немцы спешили, переругиваясь грузили имущество и снаряды в грузовики. Два немца бросились тянуть из башни к морю бикфордов шнур. Запалили шнур и казарму, а сами бегом к заведённому грузовику, их поджидавшему. Пламя перекинулось на хранилище. В нём начали взрываться оставшиеся патроны. Как только грузовик уехал, мы кинулись к горящему шнуру и стали бить его крупной галькой, пока не загасили. Побежали в башню. А там под трапом вокруг колонны и внутри неё всё было забито противотанковыми минами - круглыми металлическими коробками с ручками. Мы их называли шашки. Если бы всё это рвануло, то от маяка осталась груда камней». Павел Иосифович разволновался: «…Да ну, такой маяк загубить! Какой красавец! Таких маяков, я вам скажу, на всём Чёрном море не найти. Красавец и чуть не загубили!..»

Спасённый апрельским днём 1944 г. мальчишками из Оленевки маяк-ветеран и поныне стойко несёт свою двухвековую бессменную вахту, предупреждая с наступлением ночи мореплавателей алмазно-белыми проблесками своего огня о коварной каменной плите Тарханкутского рифа, отправившего на дно десятки кораблей и судов…

По возвращении в Севастополь я обратился к председателю Совета ветеранов гидрографической службы Черноморского флота капитану 1 ранга в отставке В.М. Петько с просьбой как-то отметить участие Павла Иосифовича в спасении старейшего на Чёрном море маяка. Предложение Валерий Михайлович и начальник Гидрографической службы Черноморского флота капитан 1 ранга Михаил Евгеньевич Ворошилов поддержали. Было решено наградить П.И. Гузенко почётной грамотой: «За участие в спасении башни Тарханкутского маяка от подрыва в 1944 году и в связи с 70-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и памятным знаком «200 лет маячной службы». Так через семьдесят лет в нашей общей Книге памяти о тяжелейшей войне, обрушившейся в июне 1941 г. на советскую землю, стало одной пропущенной страницей меньше…


Автор:  Сергей АКСЕНТЬЕВ

Вверх

Для возможности комментировать авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новый выпуск

Новый выпуск

Новости

18.01.2017

ЛЕТУЧИЙ БРИТАНЕЦ

Экстремальный пилот готовится к полёту на надувных крыльях.

18.01.2017

ЦАРСКИЕ «МОТОРЫ»

Император Николай II располагал самым многочисленным автопарком среди европейских монархов, по обыкновению тех лет называл свои автомобили «моторами»

17.01.2017

ЛАЗЕРОМ ПО МОЗГАМ

Учёные разработали технологию превращения мирных существ в хищников.