Мобильная версия сайта
Подписка на рассылку:
нет
Товаров
в корзине
Регистрация
Портал "Техника-Молодёжи" функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
В КОСМОС С «МЯГКОЙ» ПЕРЕГРУЗКОЙ!
21.09.2016

Частники рвутся в космос, создавая все новые конструкции.

Частная компания «КосмоКурс» первой в России получила от госкорпорации «Роскосмос» допуск к разработке проекта многоразовой системы для полетов космических туристов. Техническое задание на разработку комплекса согласовано с отраслевым институтом ЦНИИмаш и Центром имени Келдыша. Многоразовый суборбитальный аппарат будет вмещать шесть космических туристов плюс пилота-инструктора. Первые полеты намечено начать к 2020 г.

 Ныне, по словам гендиректора компании Пушкина, выходца из Центра имени Хруничева, где он  работал в свое время над созданием ракеты-носителя «Ангара», многоразовый суборбитальный космический комплекс (МСКК) находится на стадии аванпроекта. Это значит, что конструкторы прикинули размеры, способ запуска и приземления ракеты-носителя и пассажирской беспилотной капсулы. Речь идет вовсе  не о полноценном полете  на орбиту, а о своего рода  кратковременном аттракционе. Туристов всего лишь на 10-15 мин. доставят на 200-километровую высоту и после этого вновь опустят на землю.

По своей схеме МСКК похож на  американский проект Blue Origin. Это сходство,  как объяснил  конструктор,  обусловлено выбором схемы полета с вертикальным взлетом и посадкой. Требования безопасности обуславливают раздельный спуск капсулы и ракеты. При этом капсула приземляется  с помощью  парашютно-реактивной системы.

Подобные конструкторские решения уже  успешно применялись для суборбитальных пусков по программе «Вертикаль», которая использовалась в 1974-1983 гг. для запуска высотных космических зондов с космодрома «Капустин Яр» в Астраханской области. Будущие запуски тоже собираются  осуществлять с астраханской земли. Разница лишь в том, что проектируемая система должна быть многоразовой.

В какой-то мере при проектировании  будет  использоваться и опыты Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса, у которых уже  имеются летные образцы ракет и кораблей. По мнению Пушкина, наибольший успех ожидает Blue Origin, так как у них наиболее безопасная и удобная для туристов схема полета. «Но по сравнению с ними у нас имеется преимущество в большей высоте полета (200 км против 100) и большем времени пребывания туристов в невесомости (5-6 мин. против 3-4), - отметил  конструктор.  - Поэтому думаю, что в случае успешных полетов Blue Origin, часть туристов обязательно захочет слетать на нашем аппарате выше и дольше»...

В штатном полете при выведении на туриста будет действовать перегрузка 4g, а при спуске 5g. Это достаточно мягкие перегрузки, учитывая их кратковременность. По статистике практически любой человек без серьезных проблем со здоровьем спокойно выдерживает их. Для сравнения, на некоторых парковых  аттракционах перегрузки могут достигать 6g и туда пускают  всех без проведения обследований.  В данном же случае предполагается, что  перед заключением контракта каждый потенциальный турист должен будет пройти медицинское обследование, включающее повторение профиля перегрузки в центрифуге. И только в случае положительных результатов он полетит.

К сказанному остается добавить, что по мнению директора Исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Дмитрия Пайсона, проект  Пушкина и его коллег  - вполне реальный конкурент американcкой компании Blue Origin Джеффа Безоса. Павел Пушкин на ранних этапах старается все делать так, чтобы потом не переделывать, отметил Пайсон. Но надо понимать, что сейчас проект делается на бумаге. Потом, когда дело дойдет до «железа», все станет намного сложнее и затратнее. Нужны будут довольно значительные инвестиции на испытания, отработку и подтверждение надежности ракеты.

У  американцев все, что касается коммерческих услуг, сертифицирует не NASA, а FAА (Федеральная авиационная администрация). Там свои требования. И недавно, кстати, в отношении космического туризма они ужесточились. У того же Безоса появились, если не проблемы, то дополнительные задачи. И ему теперь точно будет не легче, чем нашему Павлу Пушкину. Единственное преимущество западных частных компаний-разработчиков космической техники в том, что они давно сотрудничают с госаппаратом, выработаны схемы взаимодействия, все адаптировано для нормальной работы. А мы только привыкаем к такому режиму. И все делается достаточно долго. Вон до сих пор толком не отрегулированы проблемы полетов  частной авиации. Недавно ужесточены и правила полетов беспилотной авиации. Дело в том, что  на дрон или даже на игрушечный самолет с радиуправлением можно нагрузить  200-300 гр взрывчатки и если все это свалится кому-то на головы, мало не покажется…

Однако вернемся к космическим туристам. Созданием суборбитального корабля для отправки  в космос не профессионалов  занимается также компания Virgin Galactic, принадлежащая британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону. В 2014 г. корабль SpaceShipTwo, разработанный компанией, потерпел крушение во время испытаний. В феврале 2016 г. Virgin Galactic представила новый корабль Unity, созданный на основе SpaceShipTwo. Корабль предназначен для доставки на околоземную орбиту двух пилотов и шести космических туристов, которые смогут находиться в невесомости до трех минут. Сроки первых туристических полетов в космос Virgin Galactic пока не называет.

Занимается подобным проектом и миллиардер Илон Маск,  который собирается не только  организовать частные прогулки в космос, но и заглядывает в далекое будущее, говоря о планах колонизации Марса. Так что конкуренция в сфере космического туризма намечается довольно жесткая.

  «Таймыр» рвется в космос…

 У участников   на первом INSPACE FORUM 2016 — международном мероприятии в Сокольниках, посвященном коммерческой космонавтике и развитию бизнеса в сфере космических технологий была возможность  не только услышать от тех или иных  проектах и разработках, но кое-что и увидеть собственными глазами на представленной здесь же выставке.

Например, сверхлегкая ракета Таймыр», проект которой создали  участники «Сколково» из объединения  «ЛИНиндустриал»,  внешне немного напоминает известную многим «Ангару». С той лишь разницей,  что она  во много раз меньше и легче.

« В настоящее время нами рассматривается  четыре варианта этой многоступенчатой ракеты, - рассказал главный менеджер по интеграции Николай Дзись-Войнаровский. -  По мере увеличения  полезной нагрузки ракету навешиваются  все новые стартовые модули. В итоге, например, ракета при стартовой массе от 2,6  до 15,6 т сможет выводить в космос полезную нагрузку  от 11 до 180 кг. Полагаете, что это смехотворно мало? Не скажите, этого вполне достаточно, чтобы в космосе появился очередной наноспутник или даже целое их семейство»…

При этом, как полагают разработчики, доставка на орбиту  одного килограмма груза обойдет не дороже 60 000 долларов.  Я решил, что это безумно дорого, однако Николай уверил меня, что это вполне коммерческая цена, и покупатели  на такую ракету и обслуживаемые ею запуски  наверняка отыщутся.

«Ведь сегодня не только государственные корпорации, но и университеты и даже некоторые частные лица заинтересованы в запуске собственных спутников связи, наблюдения за определенными районами или сооружениями, - поддержал своего  коллегу разработчик Алексей Калтушкин. – И для них наша ракета в самый раз.  Тем более, что она будет работать на экологически безопасных не криогенных топливных  компонентах  - перекиси водорода и керосине»…

Новыми спутниковыми системами занимается  также и ОАО «Спутниковая система «Гонец». С марта этого года она  начала проектирование новой низкоорбитальной спутниковой системы, рассказал журналистам президент компании Дмитрий Баканов. Он отметил, что технические требования к системе будут определяться, исходя из потребностей заказчиков. При этом выходить на рынки других стран компания планирует в кооперации с зарубежными партнерами.

 Напечатаем все!

 По соседству с ракетчиками на выставке расположились представители  российской научно-производственной компании «ИНЖИНИТИ», которая специализируется на создании изделий нового поколения на основе новых композиционных материалов и полимеров.

«Получив техническое задание от заказчика, сотрудники нашей компании сначала моделируют тот или иной узел или деталь на компьютере, а потом разрабатывают оптимальную  технологию  изготовления, подбирая нужные материалы», - рассказал Герман Суворов, директор по развитию.

Ныне все чаще для изготовления той или иной  детали предполагается ее печать на 3D- принтере. Причем если раньше такие детали могли быть лишь из пластика, то ныне, по словам Федора Антонова, кандидата физико-математических наук, генерального директора фирмы ANISOPORINT, используются и различные сплавы, композиты, керамика. «Мы, например,  изготовляем сверхпрочные детали, армированные углеродным или иным волокном», - сказал он.

Причем дело может не ограничиться печатью лишь отдельных деталей или узлов. Например, недавно специалисты Томского политехнического университета сумели напечатать на 3D-принтере спутник целиком. Космический аппарат «ТОМСК-ТПУ-120» будет вскоре отправлен на Байконур, затем его доставят на борт МКС  в отсеке грузового корабля «Прогресс МС-02» и запустят с борта станции во время очередного выхода в открытый космос. Делается это для проведения испытаний новых материалов, ранее не тестированных в космосе. Высота орбиты аппарата составит 400 км и работать на орбите он будет около полугода.

Конструкцию наноспутника создали специалисты научно-образовательного центра «Современные производственные технологии» ТПУ. В качестве материалов были использованы в основном,  пластики. А блок аккумуляторных батарей изготовлен методом 3D-печати из циркониевой керамики.

Спутник ТГУ был изготовлен на принтере.

 Тренируйся, оператор!

 «Проходить первоначальные  тренировки на тренажерах перед тем, как занять  место в кабине настоящего космического корабля, космонавты приучены еще  со времен первых полетов, состоявшихся, как известно, 55 лет тому назад, - рассказал Виталий Барташ, представитель компании  «СофтЛаб-НСК». – Причем за прошедшие десятилетия сами тренажеры значительно усовершенствовались, стали доступны  для тренировок не только космонавтов, но и операторов АЭС, пилотов военных и гражданских самолетов, судоводителей, железнодорожников, шахтеров…

На сегодняшний день  такой тренажер представляет собой рабочее  место того или иного оператора со всеми органами управления, и большой дисплей, на котором моделируется  окружающая обстановка – например, шоссе с движущимися по нему автомобилями для водителей,  железная дорога со всеми светофорами и переездами, окрестности того или иного аэропорта для пилотов и т.д.

Тренировки на тренажере обходятся значительно дешевле, чем те же полеты на настоящем  самолете. И пилот, не подвергая риску ничьи жизни, быстрее осваивает необходимые навыки, закрепляя их потом, на заключительном  этапе  обучения настоящими полетами под руководством инструктора.

Тренажер хорош еще и тем, что на нем  можно  моделировать  любые критические ситуации  и посмотреть, как ведет себя обучаемый в стрессовой ситуации, годится ли он вообще для данной работы.

Такими вот достижениями отметило 55-летие полета Юрия Гагарина новое поколение космических конструкторов,  готовых представить новые амбициозные, но вполне  выполнимые проекты.

03.jpg


Автор:  С.Савелов

Вверх

Для возможности комментировать авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новый выпуск

Новый выпуск

Новости

17.01.2017

ЛАЗЕРОМ ПО МОЗГАМ

Учёные разработали технологию превращения мирных существ в хищников.

16.01.2017

ВЫХОД ДРАКОНА

Учёным впервые удалось запечатлеть на видео новую разновидность океанского существа.

13.01.2017

НЛО ПРИЛЕТЕЛИ

Вертолёт ВМФ в течение 9 минут вёл съёмку неопознанного объекта, летящего над побережьем.